За последние 10–15 лет интернет-мемы прочно освоились в современной культуре. Из любого события можно сделать мем, на любое событие можно отреагировать мемом. Уважаемые новостные издания публикуют подборки мемов, в социальных сетях растет число сообществ, посвященных исключительно им. Очевидно, что они стали частью нашей повседневной жизни, и особенно это заметно в том, как общаются между собой дети и чем они делятся друг с другом. 

Правда, мы не всегда довольны этим, ведь нам мемы кажутся скорее забавой, отвлекающей от по-настоящему важных вещей (учебы, например). 

А могут ли они оказаться полезны? Спрашиваем у преподавателей Ассоциации репетиторов. 

Что это такое?

Сухие факты: в широкое употребление понятие “мем” ввел эволюционный биолог Ричард Докинз в своей книге “Эгоистичный ген” аж в 1976 году — да-да, больше сорока лет назад! Но впервые этот термин употребил не он, а немецкий биолог-дарвинист Рихард Земон на целых 72 года раньше, в 1904 году. Более того, еще в 1898 Владимир Бехтерев предложил концепцию “ментального микроба” — идей, распространяющихся среди людей, подобно вирусам. 

Для Докинза мем был (и остается) ничем иным, как единицей передачи информации. Примерно таким же образом, как ген является единицей передачи информации. Разница в том, что в гене закодирована биологическая информация, а в меме - культурная. Таким образом, по Докинзу, мемом может быть любая идея, символ, процесс, что угодно. Способ жарки мяса — это мем. Настольный футбол — это мем. Складывание пальцев руки в неприличный жест — это мем. Мелодия “Деспасито” — это тоже мем. Изучением этого феномена занимались и другие ученые одновременно с Докинзом и после него. Чаще всего в связке с ним упоминается Дуглас Рашкофф, который ввел понятие “медиавируса” — более узкое, чем “мем”, привязанное к конкретной области знания и гораздо более близкое к интернет-мему в нашем современном его понимании (как и “ментальные микробы” Бехтерева). Медиавирус — это медиа-событие, освещающееся в СМИ и меняющее наше восприятие мира. 

Как мы видим, все это — не совсем то, что мы себе рисуем, когда слышим слово “мем”. Мы представляем картинку с сердитым котиком, или печального Киану Ривза, или лягушонка Пепе. Это все потому, что для нас “мем” — это исключительно интернет-мем. Забавное изображение, или даже просто текст, выскакивающий на каждом углу, распространяющийся, как вирус, и адаптирующийся под контекст так же, как вирус. В этом одно из ключевых свойств интернет-мема (для краткости слово “интернет” мы в дальнейшем будем опускать) — он существует вне контекста. Его можно переиначить под любую ситуацию, но он все равно будет узнаваем. Пример:

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2019/12/ekl0rtiwksaddd6.jpg)

Узнаете этого малыша?

Казалось бы, вполне конкретное изображение. Персонаж вселенной Звёздных войн пьет суп из чашки. Что тут можно переиначивать?

А вот Интернет-пользователи подхватили это изображение и используют его как реакцию на что угодно. Например, так:

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2019/12/screenshot_8.png)

Перевод: Все мамы в мире утром первого января, когда их дети открывают подарки.

Совершенно не связанная со Звездными войнами шутка. И таких можно придумать великое множество.

Так и работают мемы в современной культуре. 

Почему мемы популярны?

Многим из нас сложно понять, почему обычные смешные картинки распространяются в сети, как эпидемия. Это же просто картинки. В чем секрет популярности мемов?

Этим вопросом задаемся не только мы. Лингвист Александра Русакович, например, дает такое объяснение:

— Мемы попадают в точку между смешным и важным: используют странные новости для рефлексии над ситуацией.

Если углубляться, мемы похожи на поэзию: это концентрированное произведение, одновременно социально острое и смешное. Но при этом они короче, чем анекдот и стихотворение. В маленькой картинке или фразе может содержаться высокая концентрация смысла, они могут задевать нас за живое. У них высокая сила воздействия за счет лаконичности. (Источник: https://paperpaper.ru/campus/memes/)

Кроме того, исследователи мемов как социального феномена отмечают, что мемы так хорошо запоминаются нам, потому что вызывают эмоциональный отклик. Чем более емкий и лаконичный мем, тем больше отклик, и тем быстрее он распространяется и эволюционирует.

Эволюция мемов привела к тому, что они теперь создаются не только на базе инфоповодов — сейчас свои “внутренние” мемы, понятные только “своим”, есть почти у всех профессиональных и культурных сообществ. Они нацелены на узкий круг людей, которые могут их понять, и за счет такой “элитарности” аудитории их популярность в этом узком кругу только растет. Параллельно с этим мемы все шире используются как инструмент маркетинга и даже политического и экономического воздействия (вспомните рекламные кампании Burger King). 

Чем могут быть полезны мемы?

С происхождением и популярностью более-менее понятно. Но чем мемы могут быть полезны?

На первый взгляд вроде бы ничем, но сейчас мемы используются даже в школах как дополнительный инструмент. Всего пару месяцев назад в новостях бурно обсуждался кейс преподавательницы истории Роксаны Александровны Лозовой, использующей мемы на занятиях и изучающей этот метод с научной точки зрения. В поле зрения СМИ работа Лозовой попала после того, как в сети появился плакат, сделанный ее учениками по мотивам “Песни о вещем Олеге”.

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картиинки: https://sun9-23.userapi.com/c858232/v858232528/aa419/2kH8Zs_KgZM.jpg)

Реакция интернет-пользователей была неоднозначной — кто-то пришел в восторг от таких нестандартных методов преподавания, а кто-то, наоборот, возмутился: почему наши дети на уроках истории занимаются такой ерундой?!

Роксана Александровна, однако, уверена, что использование мемов как обучающего инструмента крайне перспективно — это мотивирует учеников, развивает навыки работы с информацией (которую требуется проанализировать и изложить в краткой форме), критическое мышление и творческий потенциал детей. 

При этом преподавательница отмечает, что мемы на уроках должны выполнять дидактические функции — в смешных картинках ради смешных картинок особого образовательного смысла нет. Поэтому на занятиях она дает детям задания на извлечение информации из мемов, на поиск причинно-следственных связей и даже на поиск исторических ошибок в мемах. Неудивительно, что в такой форме знания откладываются в головах лучше. 

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://vogazeta.ru/uploads/jsredactor/images/8a4762f41ccac475.jpg)

Это не единственный случай использования мемов в образовательном процессе. Весной 2019 года группа ученых Туринского университета представила на конференции в Москве свое исследование, основная мысль которого такова: мемы помогают школьникам учить математику. Чтобы понять математический мем, нужно хорошо знать тему — это мотивирует школьников разбираться в материале. 

С тем, что мемы полезны в обучении, согласна педагог-искусствовед и преподаватель Ассоциации репетиторов Екатерина Сергеевна: — Я считаю, что мемы могут помочь в освоении материала, так как это один из доступных способов получения информации, а самое главное, популярный у определенного возраста школьников. Ведь самое главное - это усваиваемость знаний, но нужно подавать их в максимально близкой для детей форме. А мемы часто помогают сложную информацию подать в простой и понятной форме. И даже если они непонятные, возникает желание узнать, так как понимание мемов - это один из способов социализации для школьников и не только.

Подведем итог: образовательные мемы как вспомогательный инструмент (при правильном использовании!) мотивируют школьников, развивают у них навыки работы с информацией и помогают усваивать материал. Звучит перспективно!

Бонус! Примеры “образовательных” мемов:

На просторах соцсетей можно найти сотни групп и сообществ, публикующих мемы на определенную тему. Например, биохимические:

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://sun9-57.userapi.com/c858324/v858324483/15fb15/di1czaRVncU.jpg)

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://sun9-29.userapi.com/c855632/v855632448/1d96ee/KHZfwZW3-UI.jpg)  

Или литературные:  

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://sun9-9.userapi.com/c856016/v856016818/1df119/t_9syjJwgWE.jpg)

 

Как тебе такое, Илон Маск?

 

(Источник картинки: https://sun9-4.userapi.com/c854520/v854520119/1e3d6a/uahRR2OefA0.jpg)

Что в итоге? 

Мемы, конечно, могут быть хороши и полезны в классе, но только в качестве дополнительного материала: разумеется, заменить преподавателя и учебник они не смогут. Но раз уж нам от них никак не избавиться, почему бы не находить им достойное применение?

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/lupuca/8720604364/sizes/h/

Мудрая сова 14 февраля 2020