Преподавание математики — это дело всей моей жизни. Я сам обожаю Царицу наук и для меня нет ничего приятнее, чем видеть, как молодые пытливые умы жадно впитывают новые знания.
В большинстве российских школ математическое образование поставлено с ног на голову. Старшеклассники умеют решать логарифмические неравенства, но ничего не слышали ни о доказательстве по индукции, ни о числах Фибоначчи, ни о треугольнике Паскаля.
Каждая школа заинтересована, чтобы выпускники как можно лучше сдавали ЕГЭ. Фактическое владение предметом и умение мыслить отодвигаются на второй план. Все примерно понимают, какие типы заданий могут быть на экзамене, и многие только к ним и готовятся. То есть люди не изучают математику, а натаскиваются на контрольные задания. Совершается чудовищная подмена. Вместо того чтобы учить детей математике, их учат притворяться, что они ее понимают.
Но, к счастью, математика не так уж и сложна. Недаром ведь ее изучают с первого класса! На свете не так много людей, не понимающих идеи счета и не умеющих складывать небольшие числа. Поэтому каждый может двигаться в своем темпе, развиваясь и получая удовольствие. И у меня бывали довольно слабые ученики, которым это удавалось, потому что они придерживались единственно правильного подхода к служению Царице наук — честно пытались во всем разобраться. Но я не видел сильных учеников-зубрил.
Многое зависит и от учителя. Как вы думаете, чем отличается хорошее преподавание от плохого? При хорошем сначала предлагают подумать над задачей, а потом дают теорию и намекают на решение, которое, хотя и с некоторой помощью, ученик находит сам. При плохом — сразу показывают, как решать, нередко без теории, и предлагают просто зазубрить алгоритм.
Прежде всего я стараюсь пробудить в ученике интерес к математике, донести до него ту простую истину, что в основе постижения этой науки лежит понимание. Занимаясь со способными учениками, предлагаю им задачи повышенной сложности, многие из которых не решаются стандартными методами. Иными словами, я стараюсь учить не только математике, но и вообще мыслить. Если у ребенка не получается решить какую-то задачу, я предлагаю ему другую, значительно более простую, но решение которой строится на тех же принципах.
Некоторые думают, что достаточно нанять хорошего репетитора, и все сделается само. Это не так. Чтобы был результат, ученик и сам обязан трудиться. Приведу аналогию: если вы наняли инструктора по фитнесу, он за вас не накачается. Вам самим придется прикладывать усилия. Регулярно и помногу. Но они обязательно будут вознаграждены!